Удивительно наблюдать за тем, какими темпами (всего
за одно поколение консолей!) японские ролевые игры из популярнейшего, уважаемого,
по-настоящему народного жанра скуксились до масштабов провинциального зоопарка —
там, конечно, есть игуаны и разноцветные попугаи, но кто их сегодня не видел? Так
и здесь — все крупные игроки отстрелялись еще несколько лет назад:
внушительного успеха не добился ни откровенный проходняк (The Last Remnant, White Knight Chronicles), ни многообещающие тайтлы (Lost Odyssey, Eternal Sonata). И тогда стало понятно: в жанре, который
практически никак не менялся четверть века, на плаву могут остаться только
по-настоящему великие серии — играть во что-то еще с такой же механикой уже
просто нет сил.
Забавно, что обе такие серии оказались под крылом Square Enix.
В случае с Final Fantasy XIII студия чуть не выпрыгнула из штанов от старания: без привычного
композитора Нобуо Уемацу, без каких-то по-настоящему свежих идей, не раз и не
два срывая сроки, эти люди делали все, чтобы вернуть серии присущее ей
настроение сказочного эпоса. Чтобы и драма, и красиво было, и женщины на футуристических
мотоциклах. И что удивительно, у них все получилось: все традиционные элементы
серии вышли на качественно новый уровень, поэтому и в 2010 году Final Fantasy пленяет, как в первый раз.
А вот с новой частью Dragon Quest, знаковой JRPG номер два в нашем списке, вышло совсем
не так интересно. Sentinels of the Starry Skies — это всего лишь еще один Dragon Quest, без открытий и прорывов. В
рамках вышеописанного жанрового кризиса это можно считать оскорблением.
Как приручить дракона
|
Это не издержки DS-версии: Dragon Quest всегда выглядел мило и глупо одновременно. |
Пожалуйста, учтите, что, говоря «знаковая JRPG номер два», мы имели в виду
США и Европу. В Японии же в лучшие свои годы Dragon Quest легко затыкал за пояс Final Fantasy. Но вообще-то, если столкнуть
лбами эти серии, выяснится, что они не сильно-то и различаются: Dragon Quest чуть менее линейна, каждому
персонажу можно собственноручно выбрать класс, в ролевой системе большое
внимание уделяется алхимии, а вплоть до седьмой части включительно бои в игре
велись от первого лица… кажется, на этом все. Но игра, особенно восьмая, лучшая
ее часть, подкупала игровым миром: вместо зашкаливающего технопафоса Final Fantasy в ней были спокойные
европейские пейзажи, милые деревушки, драконы, наконец. В отличие от Square Enix, которой в каждой игре
непременно нужно взорвать мир и собрать его обратно, разработчики Dragon Quest уже третий десяток лет с
самым искренним лицом рассказывают игрокам сказки. Кроме того, серию всегда
отличала здоровая ирония к жанру (который, по большому счету, с нее и начался):
в качестве злодеев тут выступают, например, огурцы, томаты, капельки воды и
подушки-зомби.
Все это справедливо и для Sentinels of the Starry Skies,
причем в чуть большей мере, чем хотелось бы. Главная новость со времен двух
предыдущих частей — теперь все то же самое происходит на Nintendo DS. Достаточно представлять
себе любую карманную Final Fantasy, а еще лучше — третью, четвертую
или пятую части Dragon Quest на SNES (впрочем, последние две на DS тоже выходили), и девятая
вас уже ничем не удивит. Вид сверху, пошаговые бои, большие мечи — набор
укомплектован. Фактические нововведения без труда умещаются в одно предложение:
добавили редактор персонажа, бои теперь живо анимированы и не выглядят как
столкновение игрушек на подоконнике, а еще появились действительно красивые
ролики.
Власть огня
|
Драконы здесь водятся даже на кораблях. |
Перед тем как садиться за Dragon Quest IX, необходимо держать в голове
две очень важные вещи. Первая — нужно мужественно перетерпеть первый час. По
сюжету главный герой — ангел-хранитель. Он невидим, летает над поселением,
беседует со своим учителем о бренности бытия, выручает стариков и отвешивает
щелбаны деревенским задирам. Пролог игры мы проводим с крыльями и нимбом над
головой, в бесконечных разговорах и беготне по небесной крепости. Для карманной
игры такие выходки, конечно, непозволительны: если запустить игру где-нибудь в
автобусе, вы даже не доберетесь до первой возможности сохраниться (для этого
тут надо помолиться в церкви). Потом, правда, герой становится простым
смертным, ввязывается в классическое приключение про огнедышащих чудищ, и игра
набирает привычный JRPG-ритм: партия героев — город
— квест — подземелье. И так — пятнадцать часов.
Второй аспект, с которым нужно, стиснув зубы, смириться: перебравшись на маленькую
приставку, мир Dragon Quest ожидаемым образом побледнел.
Вспомните Dragon Quest VIII: с первых кадров поражают
бескрайние просторы, затейливая архитектура, неподражаемая озвучка — фонтан
впечатлений! Все чудеса Sentinels
of the Starry Skies втиснуты в два маленьких экранчика у вас на ладони, а динамики, пыхтя и шипя,
порой скатываются чуть ли не на восьмибитные мотивы.
|
|
Именно так выглядела любая JRPG лет семнадцать назад. |
Единственный очевидный плюс портативного Dragon Quest — карта всегда под носом. |
* * *
Пожалуйста, не истолкуйте наши претензии превратно: Dragon Quest IX — это ожидаемо хорошая игра, и то, что она ничем не может вас удивить, еще не значит, что она не
утянет вас с головой. Исследовать мир, изучать героев, плавать на дальние
острова и лазить по древним катакомбам — это все еще увлекательно, и в эти
моменты консерватизм серии, конечно, идет ей только на пользу: из Dragon Quest всегда получалось отличное
приключение.
У
Sentinels of the Starry Skies все как у образцового призывника в
военкомате: ровный пульс, правильная кривая на кардиограмме, идеальная
осанка и дыхание не сбивается. Но при этом не совсем понятно, что
помешало сделать игру еще лучше, еще глубже, еще ярче. За полтора
десятка часов DQ9 не подкинет вам ни одного сюрприза. И все бы ничего,
но в такое непростое для жанра время этого уже мало: нужно рвать на
себе майку, воровать игрушки в песочнице и швыряться кашей за обедом.
Как сказал философ Ральф Уолдо Эмерсон, «в сумасбродстве есть надежда,
в заурядности — никакой».
|