Мы могли сохранить Мозгова у себя и не отпускать в НБА, но достигли компромисса. Я считаю, что переход Тимофея в "Нью-Йорк" - главная "бомба" нынешнего лета. Хочу пояснить: наши первоначальные селекционные планы не были связаны с его уходом. Лишь в самое последнее время, когда отъезд Тимофея за океан, стал весьма вероятным, мы провели две быстрые операции. Приобрели Алексея Саврасенко и Крешимира Лончара.
В прошлом году мы обновились на три четверти, и в этот раз не удалось избежать текучки кадров. Однако селекция минувшего и нынешнего межсезоний значительно отличаются друг от друга. Перед сезоном-2008/09 мы с целью построения боеспособного коллектива заключили многолетние соглашения с Карлосом Дельфино и Хорхе Гарбахосой. Однако в декабре 2008 года потеряли генерального спонсора, после чего столкнулись с трудностями. Стоял вопрос о сохранении команды, потому что нам надо было выйти из подписанных контрактов. Путём компромиссов мы должны были уменьшить выходное пособие для игроков, с которыми мы расставались, и удержаться на плаву.
Плюс сбылась наша давняя мечта – "Химки" стали одним из участников Евролиги. Приходилось решать несовместимые задачи – расстаться с лидерами и быстро собрать конкурентоспособную команду с совершенно иной платёжной ведомостью. Таким образом, в межсезонье-2009 мы угадали с приобретениями процентов на 50. Например, Кабесас и Лопес приглашались под Гарбахосу и Дельфино, так как нас не устраивала связка плеймейкеров Паласио–Понкрашов. А потом оказалось, что ни Гарбахосы, ни Дельфино, ни Лампе, ни Уилкинсона в "Химках" уже нет. И всё же основные цели на сезон-2009/10 мы выполнили, удержавшись на втором месте в России и хорошо выступив в Евролиге. Но финальные турниры Кубка России и Единой лиги ВТБ "Химки" провалили.
О Тимофее Мозгове
В 2009 году мы достигли немалых успехов на почве селекции. Во-первых, мы можем занести себе в актив сохранение команды в тяжёлый период и выход из тяжёлых контрактных обязательств. Во-вторых, нам удалось продлить соглашения с Виталием Фридзоном и Тимофеем Мозговым, хотя у них были солидные предложения из Европы. Надеюсь, Виталий понимает, что "Химки" - это его команда, у него хороший контракт, поэтому проблем с пролонгацией возникнуть не должно. Что касается Тимы, то мы долго вели переговоры и в итоге подписали трёхлетнее соглашение, причём в 2010 году не предусматривалось никаких опций по его расторжению. Мы могли сохранить его у себя и не отпускать в НБА, но достигли компромисса. Я считаю, что переход Тимофея в "Нью-Йорк" - главная "бомба" нынешнего лета. Хочу пояснить: наши первоначальные селекционные планы не были связаны с его уходом. Лишь в самое последнее время, когда отъезд Тимофея за океан, стал весьма вероятным, мы провели две быстрые операции. Приобрели Алексея Саврасенко и Крешимира Лончара.
Об укреплении позиции пятого номера
Изначально мы планировали заменить Робертаса Явтокаса, потому что были недовольны его игрой. На его место взяли Бенджамина Эзе. Это хорошее приобретение. У Бенджамина аура победителя. Мы хотели видеть пару Эзе–Мозгов. Когда мы почувствовали, что Тимофей уедет, встал вопрос: кем его заменить? Естественно, хотели на каждой позиции иметь россиянина. Имея двух легионеров-разыгрывающих, мы себе не могли позволить приобретать только иностранных центровых. Надо было закрыть эту позицию. Конечно, российский рынок скуден. Мы понимали, что выкупить Кауна у ЦСКА нереально. В этой ситуации Алексей Саврасенко – лучший выбор. У него был на руках контракт от другого клуба, но он в итоге выбрал нашу команду. Почти одновременно был решён вопрос с Лончаром. Хорват – один из самых интересных баскетболистов, выступающих в России. Мы сработали на флажке и сделали это очень удачно.
В контракте Янкунаса был пункт, согласно которому мы могли от него отказаться после первого сезона. Нам не хотелось расставаться с Паулюсом. Он очень порядочный человек и хороший игрок. Но мы рассматривали варианты усиления и столкнулись с проблемой. Пришлось выбирать между Фёдором Дмитриевым и Янкунасом. В этом случае остановились на россиянине, потому что их уровень примерно одинаков, но, оставив его, мы не нарушали лимит на легионеров.
Сергей Моня. Тренер Скариоло заявил, что всегда хотел видеть в "Химках" Сергея Моню. Мы вели его очень давно и тяжело. Сергей – очень порядочный парень. До истечения контракта с "Динамо" и полного прояснения ситуации в этом клубе он не хотел вести предметных переговоров.
Зоран Планинич. Кабесас нас не устраивал. Последние матчи прошлого сезона мы играли больше без Карлоса, чем с ним. Поэтому нам нужно было усиление. Планинич поиграл на высочайшем уровне, выступал в НБА, приобщился к победным традициям ЦСКА. Его переход – трансферная удача "Химок".
Томас Келати. Эзе, как я уже сказал, брался на замену Явтокасу. И у нас появился Вадим Панин. Усилить мы хотели только одно звено. Нам нужен был третий номер с хорошим дальним броском. Наши поиски увенчались подписанием контракта с Томасом Келати на два года. "Химки" закрыли последнее, 12-е место в заявке и завершили комплектование состава. Ещё раз подчеркну. У нас была выверенная селекция. Сейчас я с осторожным оптимизмом смотрю на нашу команду.
Об уходе Келли Маккарти
Я хочу поблагодарить всех баскетболистов, отыгравших с нами непростой сезон. Мы были одной семьёй. Говоря о приобретениях, нельзя не сказать и о потерях. Самая серьёзная из них – наш многолетний капитан Келли Маккарти. Этот человек сросся с нашим клубом, мы ему будем всегда благодарны. Однако жизнь не стоит на одном месте. Келли – возрастной игрок. У него в этом году заканчивался контракт. Мы обсуждали варианты продолжения сотрудничества. По мнению главного тренера, должно было уменьшиться его игровое время и роль в команде. Наверное, Маккарти воспринять эту концепцию было достаточно сложно. К тому же переговоры по финансовым условиям получились непростыми, поэтому предложение от УНИКСа показалось Келли более интересным. Расставание с Маккарти – очень болезненное.
О расставании с Минардом, Янкунасом, Кабесасом
Рики Минард – замечательный парень. Подписал с нами контракт на три месяца, но я никогда не видел людей, пришедших в команду на короткий срок и выкладывавшихся на полную катушку. Рики был готов пожертвовать всем ради команды. Получив тяжелейшую травму в матче с УНИКСом, он горел желанием в дальнейшем вернуться на площадку. Минард заставил нас поставить его в состав на последующие матчи. Он атаковал врачей, массажистов, тренеров, руководство с требованием выпустить его играть. К сожалению, в схему Скариоло на следующий сезон он не вписывается. Тренер хотел видеть на этой позиции баскетболиста с другим игровым акцентом, поэтому с Минардом не был продлён контракт.
Таким образом, в межсезонье-2009 мы угадали с приобретениями процентов на 50. Например, Кабесас и Лопес приглашались под Гарбахосу и Дельфино, так как нас не устраивала связка плеймейкеров Паласио–Понкрашов. А потом оказалось, что ни Гарбахосы, ни Дельфино, ни Лампе, ни Уилкинсона в "Химках" уже нет. И всё же основные цели на сезон-2009/10 мы выполнили, удержавшись на втором месте в России и хорошо выступив в Евролиге.
Что касается Кабесаса, то история с ним ещё не закончена. Любые слова по действующим контрактам могут привести к дополнительным сложностям. На сегодняшний день мы не видим места Кабесасу в нашей команде, но надо найти способ выхода из ситуации.
О подготовке к сезону-2010/11
Чемпионат мира-2010 оказывает влияние на планы нашей команды. Часть игроков будет задействована на турнире в Турции, хотя представительство "Химок" на этот раз меньше, чем в прошлом году в Польше. Команда начинает подготовку 9 августа, проведём медосмотр и начнём втягиваться с привлечением "молодёжки". Сложность в том, что мировое первенство заканчивается 12 сентября, а через девять дней в Италии состоится первая встреча квалификации Евролиги.